Межрегиональная (территориальная) Санкт-Петербурга и Ленинградской области организация Общероссийского профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации

Итоги правозащитной работы

Пояснительная записка к отчёту о правозащитной работе в  Межрегиональной организации ПРГУ РФ за 2018 год 

Правозащитная работа в Межрегиональной организации Профсоюза организована на основе Программы действий Общероссийского профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации по защите социально-трудовых прав и законных интересов членов Профсоюза на 2015 – 2020 годы, в соответствии с положениями Устава Профсоюза и действующего законодательства.

Организация и руководство правозащитной деятельностью Межрегиональной организации Профсоюза осуществляется её выборными органами: Председателем, Комитетом и Президиумом Межрегиональной организации Профсоюза.

Правозащитная работа в Межрегиональной организации Профсоюза в отчётном году велась совместными действиями:

- 3 штатных профсоюзных юристов: Николин А.А. – главный правовой инспектор труда, а также правовые инспекторы труда: Кочкин В.О. (Аппарат Комитета), Соцкова Е.Н. (по Волховскому району Ленинградской области, совместительство) (п.п. 1, 1.1. ф. 4-ПИ);

- 2 внештатных профсоюзных юристов: специалист внештатной юридической консультации (ВЮК), созданной в территориальном комитете Выборгской профорганизации Киселев Р.П., а также внештатный профсоюзный юрист по Пушкинскому району Санкт-Петербурга Данилова Л.А. (п.п.2 ф. 4-ПИ);

- 6 внештатных правовых инспекторов труда: Власова Т.А. (по Лужскому району Ленинградской области), Орехова А.Ю., Румянцева В.А., Сойкина Е.А., Струг М. Ю., Эртман А.А. (по Лодейнопольскому району Ленинградской области) (п.п. 2 ф. 4-ПИ).

Правозащитная работа в первичных профорганизациях осуществлялась, как правило, при поддержке правовых (в том числе внештатных) инспекторов труда, в следующих формах:

- проведение проверок соблюдения работодателями трудовых прав работников, предъявление устных и письменных требований работодателям и контроль за их выполнением;

- рассмотрение вопросов правозащитной работы на заседаниях выборных органов первичных профорганизаций и контроль за выполнением принятых постановлений;

- оказания консультационной помощи членам Профсоюза, а также правовой поддержки в урегулировании и разрешении индивидуальных трудовых споров;

- пропаганда правовых знаний через информационные стенды, интернет и СМИ.

В 2018 году проведена 431 проверка работодателей (в том числе 134 комплексных), работодателям предъявлено 254 требования об устранении нарушений трудового законодательства. Общее число выявленных нарушений, указанных как в письменных представлениях (требованиях), так и в устных, которых и без письменного оформления оказалось достаточно для признания и незамедлительного устранения нарушений работодателями, составляет 471 (п.п. 5.1.1. ф. 4-ПИ).

Из материалов проверок следует, что чаще всего выявлялись случаи нарушения работодателями норм трудового права по вопросам:

  • режима труда и отдыха;
  • изменения функциональных обязанностей, норм обслуживания;
  • предоставления гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;
  • участия профсоюзных организаций в управлении организацией;
  • увольнений работников по инициативе работодателя;
  • применения дисциплинарных взысканий;
  • гарантий деятельности профсоюзных организаций;
  • досрочного выхода на пенсию по старости.

Правовой службой проводились комплексные выездные проверки соблюдения трудового законодательства.

По всем фактам выявленных нарушений трудового законодательства в адрес руководителей учреждений вносились представления.

***

В Комитет Межрегиональной организации Профсоюза обратилась председатель первичной профсоюзной организации СПб ГБСУСО «Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии №3» Б. для оказания правовой помощи.

За два месяца Б. была дважды привлечена к дисциплинарной ответственности в виде замечания и выговора.

Главным правовым инспектором труда в ходе изучения обстоятельств на основе представленных документов и пояснений Б.были сделаны выводы о многочисленных нарушениях законности при привлечении председателя профорганизации к дисциплинарной ответственности.

Так, Б., занимая должность кладовщика, обвинялась работодателем в отказе выдать со склада товарно-материальные ценности. Однако в этот день в учреждении проводилась проверка наличия товарно-материальных ценностей, в связи с чем, склады были опечатаны, ключи у кладовщика изъяты. Отсутствовали письменные распоряжения от непосредственного руководителя – завхоза о необходимости немедленной выдачи товара со склада. Таким образом, исходя из фактических обстоятельств, вина работника в неисполнении должностных обязанностей отсутствовала.

Изданный спустя месяц приказ об объявлении выговора вообще не содержал указаний на то, в чем именно выразилось ненадлежащее исполнение работником должностных обязанностей, какой конкретно проступок ей совершен, какие локальные нормативные акты нарушены. Отсутствовала дата совершения работником проступка. С документами, указанными в качестве основания привлечения к дисциплинарной ответственности, она ознакомлена не была.

Доводы о незаконности привлечения председателя первичной профорганизации к дисциплинарной ответственности были изложены в исковых заявлениях, составленных главным правовым инспектором труда, и поддержаны им в суде.

Судом исковые требования удовлетворены. Принято решение о незаконности дисциплинарных взысканий, наложенных работодателем на председателя первичной профорганизации. В пользу работника взыскана компенсация морального вреда.

Уже после подачи в суд исковых заявлений об обжаловании дисциплинарных взысканий, Б. была уволена по пункту 5 части первой статьи 81 ТК РФ (неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей).

При этом работодателем была нарушена процедура предусмотренного законом учета мотивированного мнения вышестоящего выборного профсоюзного органа при увольнении руководителя первичной профсоюзной организации. Эти, а также иные нарушения закона, допущенные работодателем при увольнении Б., легли в основу новых исковых требований, также удовлетворенных судом.

Согласно решению суда, работник восстановлен в той же должности, в её пользу взыскана компенсация среднего заработка за время вынужденного прогула, составившего более 4 месяцев, а также компенсация морального вреда.

***

Правовой службой Межрегиональной организации ПРГУ РФ в отчетном периоде уделялось значительное внимание оказанию консультационной помощи членам Профсоюза, а также правовой поддержки в урегулировании и разрешении индивидуальных трудовых споров.

***

В Комитет Межрегиональной организации Профсоюза обратилась медицинская сестра Я., работающая в СПб ГБСУСО «Психоневрологический интернат №3». В соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 01.11.2005 №1679 «О системе оплаты труда работников государственных учреждений социальной защиты населения Санкт-Петербурга и государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга», при расчете должностных окладов работников учреждений социальной защиты населения применяется повышающий коэффициент стажа работы. Согласно представленной трудовой книжке Я., стаж её работы составлял более 20 лет, что соответствует коэффициенту 0,50, однако заработная плата работнику выплачивалась с учетом коэффициента 0,40 в связи с тем, что в стаж работы для целей исчисления указанного стажа работодателем необоснованно не был включен период работы в качестве санитарки продолжительностью 3 года.

Правовым инспектором труда в адрес директора СПб ГБСУСО «Психоневрологический интернат №3» было внесено представление с требованием устранить допущенные нарушения.

По результатам рассмотрения представления работодателем было организовано проведение внеочередного заседания тарификационной комиссии, установившей Я. коэффициент стажа в размере 0,50.

***

В 2018 году по обращениям выборных органов первичных профорганизаций специалисты Правовой службы оказывали сторонам социального партнёрства методическую и практическую помощь в разработке разделов коллективных договоров, соглашений и принимали непосредственное участие в работе комиссий по ведению коллективных переговоров в учреждениях. Коллективные договоры, представленные на конкурс «Лучший секторальный коллективный договор» получили правовую оценку специалистов Правовой службы. Кроме того, продолжилась практика выездного консультирования, когда практическая консультационная помощь предоставляется непосредственно в учреждениях.

***

Главным правовым инспектором труда принято участие в коллективных переговорах по заключению коллективного договора ФКУЗ МСЧ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Проведена правовая экспертиза проектов коллективных договоров СПб ГАСУСО «Психоневрологический интернат №10», ФКУЗ «Медико-санитарная часть №78 ФСИН России», СПб ГБУ «Социальный реабилитационный центр для несовершеннолетних «Воспитательный дом», Лужского КЦСОН.

Осуществлялись выездные консультации, в ходе которых руководству учреждений и председателям профорганизаций давались разъяснения по возникшим у них вопросам.

В форме выездных юридических консультаций оказана практическая правовая помощь Лодейнопольской, Ломоносовской территориальным организациям Профсоюза, а также руководству и профкомам  учреждений: СПб ГКУ «Пожарно-спасательный отряд противопожарной службы Санкт-Петербурга по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга», Лужского Психоневрологического интерната, Лужского КЦСОН, СПб ГБСРОУ СПР – техникум для инвалидов «Профессионально-реабилитационный центр».

***

В ходе проведенной проверки МУ «Комплексный центр социальной защиты населения» (г. Приозерск Ленинградской области) были выявлены нарушения трудового законодательства.

Так, установлено, что график отпусков на 2018 год в нарушение части первой статьи 123 ТК РФ, утвержден позднее, чем за две недели до наступления календарного года.

Согласно графику отпусков на 2018 год, запланировано разделение отпуска на части некоторых работников учреждения. Вместе с тем, отсутствует документальное подтверждение согласия указанных работников на разделение отпуска на части.

Кроме того, в ходе проверки установлено, что с 01.11.2017 в учреждении введено в действие новое штатное расписание. Исходя из анализа нового и старого штатного расписания, можно сделать вывод, что в организационной структуре учреждения произошли следующие изменения:

- сокращение штата работников учреждения в стационарном отделении на 2 единицы должностей «санитар-мойщица», и на 4 единицы должностей «санитарка»;

- сокращение штата работников учреждения в социально-реабилитационном  отделении на 1 единицу должности «санитарка»;

- введение в стационарном отделении 6 единиц должностей «уборщик производственных помещений»;

- введение в социально-реабилитационном  отделении 1 единицы должности «уборщик производственных помещений».

Работники, занимавшие сокращенные должности, переведены на должности «уборщик производственных помещений», включенные в штатное расписание в тех же структурных подразделениях.

Вместе с тем, при проведении указанных мероприятий работодателем не были соблюдены нормы части 3 статьи 81 и статьи 180 ТК РФ, обязывающие в таких случаях предупреждать работников персонально под роспись о предстоящем увольнении не менее чем за два месяца, а также предлагать другую имеющуюся работу (вакантную должность).

Несоблюдение указанного требования лишило возможности работников заблаговременно узнать о предстоящих изменениях, и с момента предупреждения об увольнении начать поиск подходящей работы, в том числе среди вакантных должностей в Центре, в числе которых работодателем должны были быть предложены должности уборщиков производственных помещений, вводимые с 01.11.2017.

Кроме того, в нарушение требований статьи 82 ТК РФ, о сокращении штата работников организации, и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 81 ТК РФ в письменной форме выборному органу первичной профсоюзной организации работодателем сообщено не было.

Несоблюдение работодателем процедуры сокращения штата организации лишило работников также права на получение гарантий и компенсаций, предусмотренных статьей 178 ТК РФ (выходное пособие, а также сохранение среднего месячного заработка на период трудоустройства) в случае увольнения по пункту 2 части первой статьи 81 ТК РФ.

В адрес директора учреждения главным правовым инспектором труда внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено.

***

Продолжена работа по совершенствованию законодательства в области социально-трудовых отношений.

***

Комитетом Межрегиональной организации Профсоюза во взаимодействии с Комитетом правопорядка и безопасности Ленинградской области предпринимались меры направленные на установление дополнительной ежемесячной выплаты спасателям аварийно-спасательной службы и аварийно-спасательных формирований Ленинградской области, достигших общеустановленного пенсионного возраста.

Главным правовым инспектором труда принято участие в заседании постоянной комиссии по законности и правопорядку Законодательного собрания Ленинградской области при рассмотрении проекта закона «Об аварийно-спасательной службе Ленинградской области и статусе спасателя Ленинградской области». В адрес председателя Законодательного собрания Ленинградской области направлено письмо в поддержку указанного законопроекта.

В феврале 2018 года губернатором Ленинградской области А.Ю. Дрозденко был подписан областной закон, установивший дополнительные гарантии правовой и социальной защиты спасателей Ленинградской области.

Этим законом установлена ежемесячная денежная выплата в размере величины прожиточного минимума в Ленинградской области на душу населения мужчинам, достигшим возраста 55 лет, и женщинам, достигшим возраста 50 лет, непрерывно проработавшим не менее 15 лет спасателями в аварийно-спасательных формированиях Ленинградской области и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В дальнейшем, Губернатору Ленинградской области Дрозденко А.Ю. Комитетом Межрегиональной организации Профсоюза также было направлено обращение с просьбой ускорить принятие постановления Правительства Ленинградской области о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты.

***

Правовой инспекцией труда проведена юридическая экспертиза проекта изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга, регулирующее систему оплаты труда работников государственных казенных учреждений, подведомственных Комитету по вопросам законности, правопорядка и безопасности Санкт-Петербурга.

Установлено, что предложенная редакция проекта постановления противоречит Закону Санкт-Петербурга от 12.10.2005 №531-74 «О системах оплаты труда работников государственных учреждений Санкт-Петербурга» в части, исключающей коллективные договоры и соглашения из числа документов, устанавливающих перечень, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера. В адрес секретариата Трехсторонней комиссии Санкт-Петербурга направлено письмо с предложением альтернативной редакции проекта постановления, которая и была принята в итоговой редакции постановления Правительства Санкт-Петербурга.

***

Специалисты Правовой службы принимали участие в заседаниях рабочей группы по подготовке проектов Ленинградского областного трехстороннего соглашения о проведении социально-экономической политики и развития социального партнерства на 2019 – 2020 годы и Обязательств сторон на 2019 год, а также рабочей группы по ведению коллективных переговоров по заключению Обязательств сторон на 2019 год (приложений к Трехстороннему соглашению Санкт-Петербурга на 2017 – 2019 годы).

***

В рамках работы по правовому просвещению и пропаганде правовых знаний специалистами правовой инспекции труда, согласно плану работы в 2018 году, принято активное участие в обучающих мероприятиях для профсоюзных кадров и актива, в рамках которых освещены темы: «Правовые последствия несоблюдения Положения о профсоюзном билете и учете членов профсоюза», «Актуальные вопросы правового обеспечения деятельности первичных профсоюзных организаций», «Особенности регулирования служебных (трудовых) отношений с работниками, замещающими должности государственной (муниципальной) службы», «Организация работы с персональными данными членов Профсоюза».

Правовая служба готовила экспресс-листы, буклеты и пособия. На сайте Межрегиональной организации Профсоюза www.myprofcom.ru и в социальной сети «ВКонтакте» на регулярной основе размещается информация о наиболее значимых мероприятиях по правозащитной работе, их результатах, принимаемых мерах по защите социально-трудовых прав членов профсоюза, а также о важнейших изменениях законодательства, затрагивающих интересы членов Профсоюза.

Всего за 2018 год было подготовлено 14 публикаций на официальном сайте Межрегиональной организации www.myprofcom.ru, освещающих вопросы правозащитной деятельности Профсоюза.

В помощь профактиву в 2018 году издан информационный бюллетень «Особенности регулирования труда государственного гражданского служащего», а также информационный бюллетень «Методические рекомендации по заключению коллективных договоров».

В мае 2018 года Правовой службой был организован и проведен очередной правовой турнир «Клуб знатоков трудового права», в котором приняли участие команды первичных профорганизаций ГКУ «Леноблпожспас»,ЛОГБУ «Приозерский КЦСОН», сборная команда СПб ГБУ «Центр социальной реабилитации инвалидов» и СПб ГБУСОН «Комплексный центр социального обслуживания населения Пушкинского района», СПб ГБСУСО «Дом интернат для детей с отклонениями в умственном развитии № 4», сборная команда Тосненской территориальной организации Профсоюза, МИФНС России №20 по Санкт-Петербургу.

Сборная команда Тосненской территориальной организации Профсоюза и  команда МИФНС России №20 по Санкт-Петербургу уже становились победителями Правового турнира в 2016 и 2017 годах соответственно.

Лучший результат по итогам конкурсов Правового турнира показала команда Тосненской территориальной организации Профсоюза, став, таким образом, двукратным обладателем Кубка победителя турнира.

***

В 2018 году в практику введено проведение Правовой службой круглых столов профсоюзных юристов, участие в которых принимают правовые и технические инспекторы труда (в том числе внештатные), иные профсоюзные юристы, председатели территориальных и первичных профсоюзных организаций.

В марте 2018 года состоялся круглый стол профсоюзных юристов, посвященный теме: «государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства Российской Федерации». В мероприятии принял участие начальник отдела надзора за соблюдением трудового законодательства Государственной инспекции труда в городе Санкт-Петербурге

В октябре 2018 года круглый стол профсоюзных юристов был посвящен теме защиты и обработки персональных данных членов Профсоюза. Итогом круглого стола стала разработка рекомендаций председателям первичных профсоюзных организаций по работе с персональными данными членов Профсоюза.

***

Профсоюзные юристы систематически анализируют и готовят новостные обзоры важнейших изменений в законодательстве, с последующим размещением информации на сайте Межрегиональной организации Профсоюза, а также на странице группы Межрегиональной организации Профсоюза в социальной сети «Вконтакте». В целях пропаганды правовых знаний Комитет Межрегиональной организации Профсоюза при необходимости готовит при поддержке профсоюзных журналистов и газеты «Солидарность», а также интернет-газеты «Площадь Труда» публикации в СМИ.

В большинстве первичных профорганизаций широко используются возможности Интернета и локальные сети для освещения их правозащитной деятельности.

Действует договор о публикациях в газете «Волховские огни» в Волховском районе Ленинградской области, в котором регулярно размещается информация о правовых вопросах и правозащитной деятельности Профсоюза.



Яндекс.Метрика
  • Профсоюз работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации
  • Федерация Независимых Профсоюзов России - ФНПР
  • Ленинградская Федерация Профсоюзов
  • Электронная версия еженедельной газеты «Солидарность» издается с 1991 года
  • Социально-трудовые конфликты в Российско федерации
  • Сайты региональных организаций Профсоюза